Краткая презентация АОП для дошкольников с ЗПР
Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образованиядля дошкольников
с задержкой психического развития (ЗПР)
Настоящая адаптированная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара (далее – АОП) разработана для детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья/инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также направленная на разносторонне развитие, достижение ими уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Основу АОП определяют следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, 2021г.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой) – М.: Мозаика – Синтез, 2020г.
6. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» (под ред. Л.Б.Баряевой). СПб.: ЦЦК, 2010г.
7. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
АОП спроектирована с учетом основной образовательной Программы МАДОУ «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара (далее ОПП). При разработке обязательной части АОП использовались подходы и принципы образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования.
АОП разработана для детей с задержкой психического развития в возрасте от 1года 6 месяцев до 3-х лет. Срок реализации два года.
АОП направлена на оказание помощи ребёнку с ограниченными возможностями (далее ОВЗ) в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования. АОП определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Исключительной особенностью АОП является акцент на формирование способов усвоения детьми общественного опыта в процессе взаимодействия с миром людей и предметным окружением, а также на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые осуществляются в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.
Содержание АОП в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел АОП включает ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционно-развивающей работы). Программа коррекционно-развивающей работы реализуется через специальные коррекционно-развивающие индивидуальные занятия.
Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников.
Цель АОП:создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста в группах общеразвивающего вида, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи АОП:
• создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
• создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
• обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
• целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
• обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Механизмы адаптации реализации адаптированной образовательной программы.
Адаптация содержания программы с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР предполагает:
1. Конкретизацию задач и содержания АОП для детей с ЗПР с учетом индивидуально-типологических особенностей и образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ.
2. Вариативность планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с поставленными задачами и возможностями детей с ЗПР.
3. Индивидуализацию темпов освоения образовательной программы. Использование методов и приемов обучения и развития с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.
4. Применение психолого-педагогической диагностики как механизма адаптации коррекционно-образовательного содержания АОП, отбор конкретного содержания воспитательной и коррекционно-образовательной работы в каждой возрастной группе на основе результатов психолого-педагогического изучения имеющихся у детей представлений об окружающем мире, уровня развития психологического и речевого базиса, особенностей деятельности.
5. Коррекционную направленность всего образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы и речи детей с ЗПР.
6. Разработку вариативного содержания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР, этапов и методов ее реализации.
7. Подбор методического обеспечения (программно-методических материалов, дидактических пособий, учебных средств и оборудования) для реализации АОП.
8. Обеспечение практической направленности содержания АОП, ее связи с бытовой, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельностью детей.
9. Особый подход к организации предметно-пространственной среды, планированию образовательной деятельности и организации жизни и деятельности детей в режиме дня.
Условия реализации адаптированной образовательной программы:
• коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
• организация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР, выявленных в процессе специального психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, его компетенций;
• создание особой образовательной среды и психологического микроклимата в группе с учетом особенностей здоровья ребенка и функционального состояния его нервной системы;
• преемственность в работе воспитателей, музыкального руководителя;
• «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно;
- проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения АОП в специально созданных условиях;
• комплексное сопровождение семьи ребенка с ЗПР командой специалистов.
В АОП указаны характеристики особенностей развития детей с ЗПР (1 – 3 лет), а также планируемые результаты освоения программы и целевые ориентиры. Приведено описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ЗПР, представленными в пяти образовательных областях.
Раскрыты особенности взаимодействия взрослых с детьми с ЗПР, а также особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ЗПР и содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.
АОП обеспечивает психолого – педагогические условия развития детей с ЗПР и организацию РППС.
Приведены перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания АОП и обеспечивающих ее реализацию нормативно – правовых, финансовых, научено – методических, кадровых, информационных и материально – технических средств.